Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №94" г. Кемерово, пр-кт Ленинградский 34В
МЕНЮ

Колобовникова Елена Владимировна


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 94», г. Кемерово




Как хорошо уметь читать!


Использование многоаспектности чтения школьников в работе библиотеки


Читательское развитие школьников – неотъемлемая часть процесса воспитания и образования в школе. Трудности читательского развития обусловлены многоаспектностью чтения. Библиотека как важное звено воспитательно-образовательного процесса, обеспечивая и поддерживая цели образования, содействует успешному обучению школьника, способствует включению чтения в структуру приоритетных культурных потребностей обучающихся, оказывает «содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды»[4].


В России стали читать меньше. В России, во многих странах наблюдается «кризис чтения», который связан с изменение роли чтения и книги в жизни общества. Этот процесс специалисты называют «катастрофой чтения» [1]. Сегодня задача приобщения ребенка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать [2]. Одна из задач библиотеки - повышение читательской активности и интереса к чтению с учетом современного подхода к проблеме детского чтения. Одним из факторов повышения значимости чтения в обществе является положение чтения «как базового компонента образования» [3] и «как главной составляющей образованности и культуры человека» [2]. И в школе эта проблема требует комплексного решения. Этому способствует совместная работа школьной библиотеки и педагогического коллектива по привлечению обучающихся к чтению, использование в работе библиотеки интересных и перспективных форм работы с читателями и разнообразных источников информации на различных видах носителей для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в школе.


Все изменения, которые происходят в школьном образовании, вносят изменения в деятельность школьной библиотеки. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» направлена на развитие комфортной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять современная школьная библиотека. Девиз нашей школьной библиотеки – «Все для читателя!». Комфортные условия и комфортная информационно-библиотечная среда делают нашу библиотеку привлекательной для читателей.

Современное оборудование - компьютер, подключенный в школьную локальную сеть и к Интернету, электронные образовательные издания, мультимедийный проектор и проекционный экран, использование информационно-коммуникативных технологий - мультимедийная презентация, видеоуроки, виртуальные путешествия и экскурсии - позволяют проводить мероприятия более ярко и интересно. Мероприятия, организованные школьной библиотекой, повышают интерес к книге и читательскую активность обучающихся, способствуют развитию литературного творчества детей. Мероприятия, организованные библиотекой, младшим школьникам помогают понять, как хорошо уметь читать, а старшеклассникам – как хорошо уметь правильно читать и ориентироваться в потоке информации.

 

Заинтересовать школьников самим процессом чтения, вырабатывать потребность юного человека читать хорошие книги, вводить его в удивительный мир художественной литературы, формировать эстетический вкус читателей-подростков и развивать их читательскую активность – такие задачи ставит библиотека, работая над проблемой чтения и привлечения обучающихся в библиотеку, используя различные формы работы:

  • предметные недели,

  • неделя детской и юношеской книги,

  • творческая мастерская,

  • уроки чтения,

  • литературные юбилеи,

  • праздник посвящения первоклассников в читатели «Приглашение в страну Читалию»,

  • день классного руководителя «Проблемы детского чтения и читательская активность обучающихся школы»,

  • день периодики,

  • творческие встречи с писателями.


Работа школьной библиотеки выстроена таким образом, чтобы помочь обучающимся открыть для себя книгу, познать радость чтения. В 2009 году на базе 8 «А» класса гуманитарного профиля начала работу творческая мастерская «Овация».


Умение работать с дополнительной литературой, развитие коммуникативных способностей, умения слушать, рассказывать, повышение интереса к изучаемому предмету – такие задачи стояли перед работой мастерской. Это сотрудничество учителя-предметника и библиотекаря. Тематика занятий в творческой мастерской разноплановая. Состоялось занятие на тему «Что ты читаешь сегодня?: периодические издания и Интернет-ресурсы в круге твоего чтения».


Участники мастерской ответили на вопросы анкеты:


  1. Какие молодежные журналы читаете?
  2. Какие рубрики интересуют?
  3. О чем бы Вы написали в журнал?
  4. Есть ли дома Интернет?
  5. Что читаете в Интернете?
  6. Что скачиваете из Интернета?
  7. Слушаете ли Вы аудиокниги?


Девятиклассники познакомились с журналами, адресованными подростковому читателю и воспитывающими интерес к знаниям, Интернет-ресурсами, которые могут быть полезны при выборе литературы для чтения. Познакомить обучающихся с жанрами литературной критики на примере книг, имеющихся в фонде библиотеки и посвященных писателям, творчество которых изучается в курсе литературы 9 класса, позволило занятие «Искусство читать и анализировать». При знакомстве с жанрами литературной критики обучающимся было рассказано и продемонстрировано 51 книга из фонда школьной библиотеки.


С 2007 года обучающиеся нашей школы участвует во всероссийском мероприятии "Открытый урок чтения".

В рамках Открытого всероссийского урока чтения читателям предложено по-новому взглянуть на полюбившиеся книги и создать на основе прочитанного собственный продукт -

  • закладка,
  • книжка-раскладушка,
  • буклет,
  • реклама,
  • листовка,
  • фоторепортаж,
  • отзыв,
  • сочинение,
  • мультимедийная презентация,
  • интервью,
  • письмо по темам: Любимые книги семьи, Читаем на каникулах, Моя любимая книга, Советую прочитать другу, Мы читаем и рисуем, Домашняя библиотека, Мой любимый литературный герой.


Результаты такой работы отражаются в форме выставки-вернисажа творческих работ читателей, конкурса иллюстраций к любимым произведениям, акции «Почитай мне!».

Выставка-вернисаж творческих работ показала, что хорошая книга всегда будит чувства, разум, эмоции, находит отклик в сердце. С творческими работами ребят можно познакомиться, перелистав тематические папки, оформленные по итогам проведения Урока чтения, или посмотреть работы на школьном сайте.



Одно из приоритетных направлений в работе школьной библиотеки – качество обслуживания читателей.


Проблемные аспекты – минимальное количество средств на комплектование книжного фонда и периодики.


Работу с книгой затрудняет устаревший фонд, отсутствие новых книг.


Создана Программа обновления фонда школьной библиотеки, и первый шаг –157 экземпляров ярких, красочных, современных книг для ребят младшего школьного возраста ждут своего читателя!


Книги А. Усачева и Н. Носова, Л. Чарской и С. Алексеева, С. Прокофьевой и А. Шарова, тематические сборники о героях, школьной жизни, природе и животных, серии книг «Библиотека младшего школьника», «Школьная библиотека», «Детская энциклопедия РОСМЭН» знакомят юных читателей с огромным и разнообразным миром. Эти издания представлены на выставке-просмотре «Страна новых книг» в читальном зале библиотеки, о них обучающиеся начальной школы узнали из рекомендательных обзоров новых книг «Время читать» и «Чтение с увлечением».


На заседаниях школьного методического объединения учителей-филологов обсуждаются вопросы по организации внеклассного чтения школьников. Для пятиклассников составлен рекомендательный список литературы «Парад литературных героев». Получили признание педагогов-предметников интегрированные уроки, позволяющие оценить и использовать потенциал библиотеки, расширить и углубить знания по школьным предметам.


Для обучающихся среднего звена был представлен рекомендательный обзор книг для чтения «Читать должно быть интересно!». Школьники познакомились с книгами из фонда школьной библиотеки и детских библиотек города, получили информацию о сайтах, полезных при выборе книг для чтения, с рекомендательным аннотированным указателем книг, популярных у детей и подростков Кемеровской области и рекомендациями других читателей. Каждый мог выбрать книгу по душе для внеклассного чтения – от книг Ж. Верна до книг авторов современной детской литературы – Ж. Уилсон, А. Гавальды, Л. Матвеевой, отметив для себя, что «книга заинтересовала» или «прочитаю обязательно».


В течение учебного года материал (информация и фоторепортажи) о проводимых в библиотеке мероприятиях освещается на страницах школьной газеты, на сайте школы и на Дневник.ru. В каталоге файлов можно найти рекомендации, как правильно написать, оформить реферат и подготовиться к публичному выступлению, рекомендательные списки литературы.


Формируя устойчивый, познавательный интерес к чтению, библиотека, объединяя взаимодействия школы, библиотеки и семьи, участвует в  становлении духовного мира школьника. И в школьной библиотеке рождается любовь к хорошей книге и вдумчивому творческому чтению.


Литература


  1. Камакин, О. «Катастрофа чтения», или Что сегодня читать детям? [Текст]

/ О. Камакин // Директор школы. – 2010. - № 9. – С. 81 – 86.

  1. Тихомирова, И. И. Обращение к родителям «Подарите детям счастье »

[Текст] / И. И. Тихомирова // Родительское собрание по детскому чтению / сост. Т. Д. Жукова. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – С. 8 – 12.

  1. Чемерикина, Г. А. Чтение - увлечение или наказание? [Текст] / Г. А. Чемерикина // Управление начальной школой. – 2010. - № 11. – С. 40 – 43.

  2. Чтение с листа, с экрана и на «слух»: опыт России и других стран: сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения [Текст] / сост. Е. Ю. Гениев, Ю. П. Мелентьева. – М. : РШБА, 2009. – 256 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер.1. Вып.11-12).

Экзамены 9 класс
Экзамены 11 класс
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Вход на сайт
Сайт Госуслуг
Наш опрос
Каким должен быть в вашем понимании СОВРЕМЕННЫЙ педагог? (можно указать несколько ответов)
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг сайта
Областной конкурс